Казачья вольница (ч. I)

(поэма с продолжением)


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25]

17.


Ну вот, приехали!
Давай прайдём пишощкам...
Нащнём с магильника,
к Разрытаму ищо мы падбягим...
К мине с Наващиркаску,
да как бы ни сбрихать -
давненькя, правда, прыизжали
люди науки — архиалогия...
Капали тута, искали щиряпушки,
спящили раскапать курганы.
Магильник етат, как бы ни сбрихнуть,
пастарши пирамид игипитских!
Придметы нахадили с бронзы,
срядь них мялькнула слова,
вродя, «неалит».
Ну, как бы люди в ту эпоху жили,
история у нас ишо даэтовская...
А пащаму капать спящили? -
В то время газ в стяпи тинули,
а трассу пралажили па буграм
да па курганам:
старались папалам разрезать,
штоб в самую нутру папась,
узнать, щиво жа там ляжить?
Наделали дялов!
Хащу тибе спрасить:
иде галава у них была?
Тибе я спрашиваю? Малщишь?
И я ни знаю, щё тибе атветить...
Пирикапали степь, на клетки паразбили,
всё пиригадили,
пиридялили степь битонам -
управились и слажили руки...


Весь Кагальник зарыли в землю!
Как такавову — луга нету.
Курган Плакущий у Багаявленки
смяли с лица зямли,
бульдозирам на мост пиринясли -
мишал он им?!..


Етат курган — он пащаму «Плакущий»?
Скажу тибе я так!
Ета — паследния абнимка жаны служивава...
Щи вазвирнёцы он дамой, щи ни вирнёца? -
Ета ж нихкто ни знал...
Толи пасля вайны дитей, жану абнимя,
щи ни абнимя...
Ета — паследний шаг между вайной и куринём.
Паследний шаг! Вот дела в щём...
И ета — факт истории!


Скажи художникам, нихай картину нарисують.
И пиридай им, щё вот тáк
Тирентий етат образ видить...
Стаить казащка с южнай стараны
в абъятях казака.
Рядам — плимяник:
пику падаёть пирид паходам.
Вдали виднеица дарога -
ана прямая и видёть на запад.
На ней маящуть казаки -
те, хто уж ат кургану атъизжають...
Плакущий — он и есть Плакущий!
Тут напаследак пирид дальнию дарогай
станищник пацалуя и абнимя,
абронить слову:
«Эх! Пращай, радня, пращай, станица!!!»


А там, вдали ат куриня,
слова «казак» как толькя слышуть,
тут жа брасала в дрожь! -
Дюжа пужались казаков...
Ани нясли казащю славу
и бирягли казащю щесть!
И щесть Рассии!
Вот ета главная ты к етаму добавь!.
Щесть матушки Рассии!
А глянь жа, взяли и разрыли!
Ну, щё тибе сказать!
Скажу я так:
сгрябли вместе с бугром казащи слёзы.
Да щё там — каждаю слязинку!
А скольки была энтих слёз? -
Аб этам зная толькя степь да Тихий Дон!..


Так вот, хащу спрасить тибе:
иде галава у них была?
В какую старану глидели ихни руки?..
Ни стану дальша рещь вясти,
а то сищас заплащу...
Хатя нигожа казаку слизу пускать, -
уж дюжа мы привыкли всё тирпеть!


18.


Ну, щё тибе ишо интирисуить?
Тибе а Прорве гаварил?
Да, тощна помню, гаварил,
но щють касатильна...
Так вот, гласить лигенда:
Разин с Персии вярнулси,
привёс дабра нимеряна,
слажил всё в адну кущу, в лодку,
дуванить* нищиво ни стал...
Щиво он думал, хто типеря скажа?
Иё он засмалил, а посли затапил...
Никто ни зная, иде ета места!
Ни знають дажа наши хутарские ражаки... **
Но я ж паабишал тибе -
щё знаю, расскажу...
Туды нада праехать...


А ну -ка глянь суды: вон бугарок ляжить
меж Куликовкай и Кастыркай, -
это яво искали клад,
а етат ерик называица Разрытай...
Сама-та слóва для тибе щиво-та гаварить?
Ну, вроди бы, там батька
лодку с золатам припрятал...
Едва ли ета так...


Тут мне пришлось вмешаться:
— Эту историю слыхал...
Мол, девять казаков
отплыли с Дону в сторону Кастырки,
вернулся только лишь один!


Дед отвечает мне:
— А я слыхал другоя...
Ат белай гвардии слыхал!
Да, ета тощна, Разин лодку прятал...
Всиво-та была их двинацать щилавек.
Куды ани направились?..
Можа, прищалили суды,
иде сищас стаим...
Разлив та был бальшой,
ани на стругах плыли...
Иде, куды захаранили? -
Адни загадки!..
Щё палучилась между ними?
Гляди жа, если клад ани зарыли,
то, знащица, свидетилей пално!
Все ету месту знають,
какая ж ета тайна?
Вот тут-та Стенька Разин гаварить,
што нада унищтожить шистярых!
Хоп! Нету шистярых!
Он дальши рещь видёть:
«Траих ишо давайтя убирём,
но толькя самых близких!»
Убрали их!
Щё палущаица?
Ага! Асталась двоя у няво.
Тада он шепща самаму из блиских
яво таварищав, но ни Наумаву Стипану...
Яво любимый исаул
в братскам кургани пад Маразовкай приснул...
Па нём он дюжа гаривал,
ани та с ним вадили крепка дружбу:
сабольи шапки аднаво размеру,
и кони схожия у них...
Всё пазвалял яму, как брату!
Адну лишь атаман прасил:
адёжу адинакаву насили,
если палезуть в драку,
штоб голасу ни падавал:
разнились галаса у них,
мог войску в заблуждению ввясти...


Да, Разин — настаящый придвадитиль!
Он атаманав падымал, гуляка был!
Он сильный ощинь!
Он голасам крищал, када давал каманду, -
то слышна была щирис полю,
иде ани дралися...
Стипанов голас — сильный, зыщный!
Придставь сибе: бальшая площать,
сщитай пащти на полстаницы,
а он крищить, мол, захади туды!
Иль абагни таво!..
Каму он там крищал?
Щи исаулу, щи ишо каму?
Вот вещы-та какия были...


Так щё тибе сказал:
асталась толькя двоя?
Ага! И придпаследнива свидетиля убрали...
Паследнива — он сам убрал...
Стипана Тимахфеища придали и казнили -
аб етам дальша будим гаварить...
Скажу тибе, када яво щитвиртавали,
а Фрол яво утробный брат,
навроди стал щиво-та сбалтывать -
щють ни прадал яво...
А Разин-та яму:
«А ну-ка, цыть, иуда!»
И тут жа Разину палащ скарея
руки, ноги — всё паатрубал!..


Но вот стаить вапрос пирид историий сищас:
яво-та пасынак Ахфонькя
к татарам в плен папал,
а казаки щирис тринацать лет
свабоду яму дали...
Но за бальшие деньги выкупали!
Пащаму?
Стаить вапрос, к щаму они
яво из плена вызваляли?
Щё палущаица? -
Отщим Стипан и пасынак Ахфонькя
павязаны даверьим тайным!
Знащица, брату Фролу
Стенька Разин меньша давирял?
Ни здесь ли кроица загадка клада Разина?
Да-а-а, адни кругом загадки...


19.


Вот истарищиский Разрытай курганок!
Гляди, как щиста, всю акругу видна:
прадумана насыпана...
Паслухай лучша песню!


И дедов голос полетел над степью -
неподражаемый, особый, нутряной.
С казачьего старинного бугра
донской мотив сочился нежным звуком
и медленно потёк в ту сторону,
где катит волны Дон...
Сторожевой курган Разрытый
под тихий подсвист ветра
за много лет молчанья ожил,
заговорил казачьим, дедом не забытым,
былинным языком:


Сидлайтя мине каня гнидова
С щиркеским убранным сидлом!
Сидлайтя мине каня гнидова
С щиркеским бархатным сидлом...


Дед песню доиграл и замолчал...
И я молчу, нет почвы для беседы...
Как завороженный, стою
на маковке кургана,
не знаю, что сказать...




* делить добычу
* уроженцы



[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25]