На стремнине Донского творчества

22 июня 1944 года в рабочем поселке Константиновский родились близнецы Геннадий и на 10 минут позже Александр Запечновы. Донская земля подарила миру двух талантливых людей. Одному из братьев – Геннадию – было даровано природой познавать мир через палитру красок, другому – петь.

Детство братьев проходило, как и у всех станичных мальчишек: бегали по буграм, ловили сусликов, купались да загорали на Дону. Геннадий рисовал со школы, но относился к этому как к шалости. Серьезно рисовать начал в армии: повлияли встречи с профессиональными художниками. И уже во время службы в Германии Геннадий понял, что надо «получать школу».

Брат Александр служил в ансамбле песни и пляски, солировала вместе с известным эстрадным певцом Львом Лещенко.

После службы братья Запечновы вернулись в Константиновск. Набор в вузы был завершен.

Геннадий посещал Ростовское художественное училище имени М.Б. Грекова, рисовал, готовился к экзаменам. К тому времени он знал, каким путем идти и зачем.

Александр после прослушивания приняли на учебу в Ростовскую консерваторию на второй курс профессора Ждановича.

Учеба, Геннадию давалась легко, все время была повышенная стипендия. Начал рано выставляться, что подстегнуло заниматься творчеством более серьезно.

Первая региональная – Юга России и удачная для художника выставка состоялась в г. Махачкале. Взрослые художники часто говорили, что надо показывать свои работы, признавая в нем талант молодого живописца. На творческом пути Геннадия встретился человек, которого он чтит до сих пор, как «крестного отца»,-это московский скульптор, народный художник Михаил Николаевич Смирнов. После отбора картин «рубили» уже маститых художников, как вдруг выносят картину Геннадия Запечнова, и председатель выставкома, в то время секретарь Союза художников Юга России М.Н. Смирнов, увидел картину, всплеснув руками и произнес: «Ну, наконец-то, живопись!».

Картина называлась «Мой край Донской». Донской сюжет. Закатное состояние. Возвращаются казачки с сенокоса с букетами цветов, внизу станица, поворот излучины Дона.

Состав выставкома из 30 человек единогласно предложил заключить договор с автором картины для дальнейшей работы.

Постепенно накапливался опыт работы участия в выставках. Творческие командировки в Дом творчества при Академии художеств, наряженная работа на Академической даче, командировки по живописным местам бывшего Советского Союза и зарубежья утверждали авторитет творческой личности художника Запечнова. За плечами – всероссийские, всесоюзные, зарубежные выставки в Германии, Канаде, Болгарии, Финляндии, Югославии и признание Г.С. Запечнова как состоявшегося художника. Он становится членом Союза художников СССР. В 80-е годы получает почетное звание заслуженного художника России. Закончил художественно-графический факультет Ростовского университета. В том же 80-н годы в городе Константиновске был организован международный пленэр. В городе побывали 10 художников, которых поразила живописная красота окрестностей донского края.. зарубежные гости были искренне восхищены казачьим гостеприимством и еще раз убедились в признании высокого искусства российской художественной школы, в достойной оценке показанных творческих работ.

Константиновск, природа, Дон. Здесь даже природа делает человека добрей. И когда ему предложили уехать США и в Финляндию (обещая создать все условия для жизни и творчества), то он выдвигал всегда встречное условие: «Да, можно и переехать, но если перенесете туда Константиновские бугры».

По убеждению Геннадия Семеновича Запечнова, художник должен жить там, где он родился, потому что здесь и пейзажи красивые, и люди интересные. Здесь земля какая-то особенная, дает пищу для творчества. Художник – это судьба, и с колеи уже не свернуть.

Кто-то из посетителей очередной персональной выставки заслуженного художника России Г.С. Запечнова заметил: «Геннадий Семенович у вас на холсте даже кузнечики стрекочут». Ответ не заставил себя долго ждать «Ну а как же, ведь все у меня в крови».

Главное для художника – что у тебя внутри, какую ты хочешь песню пропеть. И если художника волнует все вокруг, он может сделать все, что угодно; написать портрет или пейзаж – это выливается из души. И если художнику дано «Видеть» то он видит и передает на холст все прекрасное. С каждым днем и часом необходима самореализация, желание войти в состояние творчества. Просто срисовать дерево, написать портрет человека-это несложно, а вот увидеть, как шумят деревья, сделать их живыми, сделать живой землю и человека, почувствовать запах полыни – это могут делать только те люди, которым как говорят, «Бог посыпает голову пеплом». К таким относится и наш земляк-художник Геннадий Запечнов.

Художник – это философия души, это кусочек природы. Настоящие художник и поэты видят дальше других людей. Оценка их творчества – в их произведениях.

Любимый пейзаж Г.С. Запечнова – «Три лодки». На песчаном отмели Дона, на фоне Константиновска три лодки. Это художественный образ трех братьев Запечновых Геннадия, Александра и Валентина (Валентин Запечнов-профессиональный художник и поэт, один из организаторов ростовского телевидения, в 60-х годах придумавший рубрику «День Дона», которая живет и поныне).

Мечта заслуженного художника России, секретаря Союза художников Южного Федерального округа Геннадия Запечнова организовать в Константиновске Дом народного творчества, создать картинную галерею.

60 лет для художника Г.С. Запечнова – это тот отрезок пути, когда пройдена и одна, и вторая школа. Но все равно продолжаются бесконечные учеба, потому что самое страшное для художника – это когда он становится доволен собой. Много увидено и в жизни, и в мире: теперь надо работать и жить там, где родился. Сейчас он завершает работу над циклом картин «В краю серебряной полыни».

«Выплеснуть» на холст любовь к донскому краю, к малой родине, к своему ремеслу, к своим землякам – это главное для художника Геннадия Запечнова.